|
|||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Что такое типичный «прилавок» указанного позиционирования? Это основательная доля товаров группы FRESH, сдобренная импульсным ассортиментом. Бюджет на оснащение таких прилавочных магазинов в 1,9-2,5 раза меньше, чем для запуска самообслуживания на сопоставимых площадях. Разница объясняется отсутствием в «прилавках» систем автоматизации, противокражных систем и в большинстве случаев какого-либо фирменного стиля, реализация которго также относится к инвестиционным издержкам, да и оборудования меньше.
Операционные издержки косвенно характеризуются показателями «Плотность ассортимента» и количеством персонала. В формате самообслуживания этот вид издержек выше, поскольку управление широким ассортиментом и особенности работы магазина требуют содержать большой штат. Следует обратить внимание также на то, что в самообслуживании слишком высокая ассортиментная плотность: 20-25 против стандарта в 17 SKU/ на кв.м. Избыточный ассортимент влечет также увеличение таких издержек, как списание и неизвестные потери.
Когда сравниваешь выручку, то самообслуживание выглядит привлекательно. Конечно, кто же откажется получать 30 000- 35 000 руб. с кв.м (это в среднем, в нашей практике встречаются случаи в 1,5 раза большего оборота с метра). Далее можно будет видеть, что высокий оборот в длительной перспективе, действительно, дает преимущества самообслуживанию.
Самое интересное начинается при расчете инвестиционной привлекательности проектов.
В данном анализе использованы такие показатели:
Что любопытного для площадей 100 кв.м.?
Это самый сложный формат для принятия решения о том, какой формат избрать. Здесь необходимо, конечно, рассматривать каждый магазин в отдельности путем глубокого изучения рынка и анализа перспектив развития локальной территории.
На данный момент, с учетом особенностей ведения бизнеса в России на малых площадях выгодно делать прилавочные магазины: быстро окупится, легки в управлении, высокая рентабельность в краткосрочной перспективе. Подчеркну: «В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ».
Если же планируется вести бизнес более 2-3 лет и стабильно получать доход, то следует предпочесть самообслуживание. Расчет сделан на период 2,3,5 и 8 лет. Самообслуживание работает без проблем в течение 8-12 лет, в течение этого периода времени владелец минимаркета площадью 100 кв.м. будет зарабатывать без привлечения крупных инвестиций. Владелец же среднестатистического прилавка вынужден будет минимум 1 раз привлечь инвестиции на переоснащение.
В отдельных торговых районах следует предпочитать самообслуживание и в рамках краткосрочных проектов. Повторю, что, работая с отдельно стоящими малыми магазинами, надо проводить исследования локального рынка, это снизит инвестиционные риски и даст возможность снимать больший оборот.
На более крупных площадях ситуация несколько другая.
По показателям инвестиционной привлекательности можно сказать, что на 250 кв.м. торговой площади лучше проектировать самообслуживание.
Для краткосрочных проектов характерно следующее: при равной рентабельности инвестиций и сроке окупаемости самообслуживание даст чистый доход в 2-2,5 раза больше, чем прилавок. Несомненно, это веский аргумент в пользу организации минимаркета. Конечно, самообслуживание – более сложная система и требует бо*льших инвестиций, но игра стоит свеч! Почему прилавок сопоставимой площади менее успешен? Анализ рынка показывает, что в подавляющем большинстве случаев покупатели предпочитают именно формат самообслуживания. Количество приверженцев самообслуживания в 2,5-3,5 раза больше, чем приверженцев прилавочной формы. В крупном «прилавке» эффективность использования торговых площадей низкая, что можно видеть и из приведенной таблицы.
В перспективе 5-8 лет выгода от реализации самообслуживания возрастает до 3 раз. Причины аналогичны и более мелким площадям: высокий оборот самообслуживания, издержки «прилавка» на переоснащение.
Можно выделить общий тренд:
Данный расчет – ориентировочное наглядное представление, показателей эффективности в среднем по форматам. Успешные ритейлеры производят подобные расчеты на стадии планирования будущего магазина. Индивидуальный расчет включает в себя также и издержки на ремонт, ведь часть помещений приходится ремонтировать. В случае учета издержек на ремонт, срок окупаемости может увеличиваться на 1,5-3 месяца. Состав операционных издержек также варьируется и, естественно, оказывает влияние на чистый доход. Выгодная и устойчивая концепция магазина позволяет стабильно снимать бо*льший оборот. Эти нюансы следует учитывать для индивидуальных расчетов.
В конце статьи приведу комментарий по прилавочной форме на 50 кв.м., собранные в ближайшем Подмосковье.
При малых инвестициях можно наблюдать короткий срок окупаемости и высокие показатели по рентабельности магазина. Конечно, снимать такую выручку, как с минимаркетов в долгосрочной перспективе невозможно, но это простой и эффективный бизнес, особенно если распорядиться своими 50 кв.м. с умом!
|
© 2015 TTechnology
Создание и продвижение сайта — Simfosoft |
|
||