Торговые технологии — эффективные решения для магазинов
tt-m.ru  > Библиотека > Статьи > Безопасность > Кража со вкусом
На главную страницу Карта сайта
Телефон 223 63 90

Статьи


Новости

Новости
10.02.15 /

Всегда в наличии ! Оборудование для магазина по самой выгодной цене. Холодильные витрины, шкафы, лари , стеллажи и прилавки.

подробнее
05.02.15 /

Открой "Магазин за три дня" - специальный подарок на 8 марта! Предложение ограничено.

подробнее
21.01.15 /

Оборудование фабрики Гольфстрим по самой выгодной цене. Специальная акция ! Звони сейчас (495)223-63-90

подробнее

кража со вкусом

КРАЖА СО ВСКУСОМ

     Живописные полки супермаркетов часто оказываются слишком серьезным искушением для нестойких духом покупателей, и они воруют товар. Еще чаще эти полки становятся полем деятельности магазинных воров-профессионалов. В советские времена, когда супермаркетов, можно сказать, не было, завмаги закладывали на убытки от краж с прилавков 0,15% прибыли. Как выяснила корреспондент "Денег" Юлия Осипова, сегодня у российских супермаркетов этот показатель составляет около 5%.

Профессионал, экстремал и клептоман

     По подсчетам Центра исследований конъюнктуры рынка Харрисона, каждый 11-й житель Земли -- магазинный вор. Условно магазинных воров можно разделить на три социально-психологические группы. Первая группа, наиболее многочисленная и наносящая торговым предприятиям самый большой экономический ущерб,-- воры-профессионалы. Для них магазинное воровство -- источник дохода. Они знают точно, что и где плохо лежит и как сделать так, чтобы не поймали за руку. По наблюдениям сотрудников служб безопасности магазинов, на таких людях часто одежда с большими карманами, они долго ходят по торговому залу, ничего не покупают, но разглядывают разный товар, как бы прицениваясь... На днях в одном из крупных парфюмерных магазинов Москвы был задержан вор-профессионал по кличке Книголюб. Молодой человек регулярно посещал магазин, прохаживаясь по залам с книгой "Парфюмер" Патрика Зюскинда. В книге была вырезана прямоугольная полость размером чуть больше стандартного флакона для духов в 100 мл. Сколько флаконов было таким образом вынесено из магазина, не знает даже дознаватель местного отделения милиции, куда юноша был доставлен с туалетной водой Emporio Armani, спрятанной в "Парфюмере".

     Вторую группу магазинных воров принято называть экстремалами (психологи обозначают их как лжеклептоманов). Эти орудуют в магазинах из спортивного интереса: сознательно идут на риск, преодолевают чувство страха, чтобы таким образом эмоционально разрядиться и снять стресс. Психологи утверждают, что такие люди реализуют в магазинах потребность в испытаниях. У экстремалов есть даже игра "две покупки оплати, третью -- укради". И, между прочим, в нее порой играют весьма состоятельные люди. 45-летний Кирилл -- гендиректор успешной московской фирмы и постоянный клиент одного из столичных бутиков. Ежемесячный доход этого человека составляет не менее $8 тыс. Кирилл утверждает, что для него стало делом принципа своровать пару носков за $6 при покупке мужского костюма за $1,5-2 тыс. На вопрос "зачем?" он отвечает: "Просто так, в качестве бонуса".

     Третья группа магазинных воров -- клептоманы. Согласно международной классификации болезней, клептомания -- психиатрическое расстройство, которое проявляется в неспособности сопротивляться импульсивному влечению похитить предметы, не представляющие материальной ценности. Заболевание довольно редкое, доля клептоманов в общем количестве магазинных воров -- не более 1-2%.

     Фарит Сафуанов, руководитель лаборатории судебной психологии ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского: Кражи совершаются клептоманами всегда внезапно и без соучастников. Такие люди в отличие от других социально-психологических групп воров никогда не прогнозируют возможные последствия. Причем ворованные вещи клептоман, как правило, даже не использует: либо прячет дома, либо возвращает в магазин, либо просто выбрасывает.

Товары-матрешки и люди-капуста

     Самые распространенные способы воровства можно пересчитать по пальцам. Наиболее простой с технологической точки зрения -- спрятать мелкий товар в упаковку с крупным. Кассир сканирует штрих-код упаковки, не проверяя содержимое, а покупатель оплачивает пробитую в чеке сумму и выносит дополнительный товар без оплаты. Также можно снять этикетку со штрих-кодом с дешевого товара и переклеить ее на более дорогой. Если речь идет о магазинах одежды брэндов средней руки (Mexx, Zara, Mango, Benetton, Naf Naf и т. п.), то здесь все еще проще: вор может просто взять товар в примерочную, удалить штрих-код, надеть на себя вещь и спокойно уйти. Порой покупатели берут в примерочную свою верхнюю одежду и наполняют ее карманы ворованными мелкими предметами -- женским бельем, платками, ремнями.

     Крупные продуктовые магазины ("Ашан", "Рамстор", "Метро" и др.) несут огромные убытки от так называемого студенческого воровства. Речь идет о кражах по принципу "взял продукт, съел прямо в торговом зале, выбросил упаковку". Риск минимальный: во-первых, администрация магазина, скорее всего, не будет связываться с милицией, скажем, из-за банки пива, а во-вторых, всегда можно объяснить охраннику, что "очень хотелось пить, а на кассе пустая банка будет честно оплачена".

     Андрей Коротков, замдиректора магазина "Рамстор-Митино": Магазинное воровство -- бич всех супермаркетов. Только пустых упаковок от товара мы собираем ежедневно в среднем на 1,5 тыс. рублей. Плюс ворованный товар, выносимый из магазина. Ежемесячно наша охрана задерживает двух-трех крупных воров. Из-за воровства мы даже отказались от работы в круглосуточном режиме: за ночь мы продавали на рубль, а воровали у нас -- на сто. С того момента как магазин стал работать до полуночи, списание товара сократилось вдвое. Кроме того, летом нам пришлось отказаться от продажи спиртного во фляжках: этот товар пользуется наибольшим спросом у воров.

     В последнее время к воровству в магазинах все чаще привлекают детей, которые, как правило, не вызывают подозрений. Охранник одного из московских магазинов: Месяц назад к нам в магазин пришла целая семья -- мама, бабушка и ребенок. Пока мама выбирала товар, бабушка отдыхала на диване в торговом зале, а мальчик с рюкзачком бегал между прилавками. Я заметил суету возле диванов, где сидела бабушка, и, когда вся семейка направилась к выходу, остановил мальчика и поинтересовался, что же у него в рюкзачке. Пятилетний ребенок не моргнув глазом сказал, что там игрушки. И тогда я предложил ему поиграть в эти игрушки. В рюкзачке было 18 блесков для губ Chanel, Estee Lauder и других дорогих марок, каждый дороже 500 рублей. Мы не стали вызывать милицию, мамаша оплатила все 18 блесков. Когда они уходили из магазина, бабушка дала внуку подзатыльник за то, что он, как она выразилась, прокололся. Все 18 стикеров (магнитная защита от воровства, которая обычно снимается на кассе.-- "Деньги") от блесков были найдены в мягкой обивке дивана.

Продавцы держат оборону

Профессионал, экстремал и клептоман

     В советское время на убытки магазинов от краж закладывалось 0,15% прибыли торговой точки. Но советские воры не выполняли даже такой, казалось бы, минимальный план. Недавно британский Центр исследований розничной торговли подсчитал, что ежегодные убытки от краж в европейских розничных магазинах составляют около €30,3 млрд. За последние годы Великобритания побила все рекорды по торговым убыткам на воровстве, за ней следуют Норвегия и Греция. Понятно, что наибольшее количество краж совершается в магазинах самообслуживания. Среди особенно часто воруемых товаров -- парфюмерия, средства по уходу за кожей и мелкие предметы для подарков.

     В то же время владельцы крупных российских торговых сетей, опрошенные "Деньгами", наотрез отказались назвать даже приблизительную сумму потерь магазинов в результате краж потребителей. Тем не менее они признают, что ежегодные профильные убытки сетей исчисляются миллиардами рублей и составляют 4-6% прибыли.

     Чтобы уменьшить убытки от воровства, владельцы магазинов устанавливают стандартные системы контроля. В продуктовых и парфюмерных торговых точках это, как правило, сканеры на выходе из магазина или по всей линии выхода с касс (когда в зону контроля попадает товар с неразмагниченным стикером, раздается звуковой сигнал), а также обзорные зеркала для визуального контроля за посетителями. В магазинах одежды товар защищают пластиковыми датчиками, а чтобы в примерочных покупатели не превращались в подобие капусты, выходя оттуда многослойно одетыми в ворованные вещи, к кабинкам приставляют продавцов-консультантов, которые должны строго контролировать количество вносимого и выносимого товара. Считается, что вести видеозапись входа в примерочные кабины и так называемое детективное теленаблюдение (поворотными купольными камерами) для магазинов чрезвычайно затратно. Срок окупаемости таких систем -- от года до полутора, поэтому в российских торговых сетях они встречаются нечасто.

     Один из сотрудников сети "Арбат Престиж" на условиях анонимности согласился рассказать, как борются с ворами в его магазине: Ни в одном магазине нашей сети нет ни одной камеры видеонаблюдения. Единственная защита от воровства -- сканеры на проходной, считывающие информацию со стикеров на товаре. Кроме того, в двух метрах от выхода есть специальные световые полосы, которые также реагируют на стикеры. Но дело в том, что эти стикеры легко отдираются. А можно и не отдирать, а просто погнуть, и он уже не будет звенеть на выходе. Под Новый год в нашем магазине украли товаров на сумму, составляющую месячную премию всех продавцов. После этого была придумана "завальцовка": стикер помещают внутрь товара и только после этого товар упаковывают в целлофан. Но "завальцовывают" у нас пока только самые дорогостоящие предметы. Также в магазине работают контролеры, которые под видом покупателей ходят по залу с рацией за ухом и сообщают о подозрительных личностях охранникам. Здесь есть проблема: официально охранники не имеют права устраивать обыск, если на проходной покупатель не "зазвенел". Поэтому у наших охранников в рукаве пиджака есть свой стикер: один взмах рукой -- сканер начинает звенеть, а у охранника появляется веская причина осмотреть сумку или карманы подозреваемого в воровстве до кассы. Еще один антикражный метод наших магазинов -- не давать покупателям товар в руки: продавщица любезно сообщает покупателю, что, дескать, лучше она сама отнесет товар на кассу, не стоит беспокоиться. Раз в неделю магазин подсчитывает убытки: средняя недостача -- 2-3 тыс. рублей, но бывает и намного больше. К примеру, в апреле за одну смену у нас украли товара на 35 тыс. рублей: пропали швейцарские омолаживающие кремы с плацентой. Всю недостачу раскидывают, что называется, по общаку: вычитают из зарплаты всех сотрудников магазина -- от уборщицы до гендиректора.

Это должен знать каждый вор

     Как правило, если стоимость украденного товара меньше 5 МРОТ (меньше 500 рублей), охрана магазина не вызывает милицию и уголовное дело не возбуждается -- вор расплачивается на месте, и конфликт улажен. Надо заметить, что этим зачастую пользуются профессиональные воры, предпочитая воровать помалу, но часто. Более того, многие магазины готовы простить ворам и более крупные кражи, но тоже при условии полной оплаты украденного (это расценивается как право на добровольный отказ от совершения преступления -- ст. 31 УК РФ).

     Адвокат, член правления Московского общества защиты потребителей Людмила Трифонова рассказала, что по закону "О частной детективной и охранной деятельности" (ст. 11) охранник магазина не имеет права задерживать и обыскивать покупателя, если нет веских подозрений в совершении кражи (таких, например, как звон сканера или видеозапись факта воровства).

     Стив Лидстоун, директор по безопасности "ИКЕА Россия": Когда наш магазин в России только открылся, охрана была не столь вежлива, как сейчас. Охранник мог запросто обыскать человека, многие покупатели жаловались на хамство. Сейчас же, если наш охранник видит, что из сумки покупателя торчит ручка от нашей сковородки, он подходит к нему и говорит: "Извините, сэр, но в целях вашей же безопасности мы должны осмотреть вашу сумку" или "Простите, но, может быть, вы забыли оплатить товар?"

     По словам адвоката Трифоновой, проворовавшийся покупатель должен знать, что даже если у охраны магазина имеются веские основания его подозревать, начать обыск можно только в присутствии сотрудников правоохранительных органов, которые руководствуются уже законом "О милиции". Осмотр подозреваемого должен происходить в присутствии двух понятых. Сначала составляется протокол, и только после этого подозреваемого препровождают в отделение милиции, где его допрашивает дознаватель (подозреваемого могут задержать на срок не более трех часов, на все прочее требуется санкция суда). Затем возбуждается уголовное дело по ст. 158 ("Кража"; в зависимости от обстоятельств дела статья предусматривает наказание от штрафа 200-700 МРОТ до лишения свободы на срок до трех лет).

     Стив Лидстоун: Сотрудники службы безопасности московских ИКЕА задерживают в среднем по два магазинных вора в месяц. В Казани этот показатель значительно выше -- примерно семь-десять задержаний ежемесячно. Не так давно наша охрана там поймала магазинного вора и вызвала милицию. Оказалось, он уже давно находился в розыске. Задержанного посадили в патрульную машину, а он открыл окно и сбежал. На следующий день этот вор-неудачник снова вернулся в наш магазин и снова был задержан нашей охраной.

Информация взята с сайта https://www.antivor.ru

источник:
"Коммерсант-деньги"



© 2015 TTechnology
Создание и продвижение сайта — Simfosoft