В преддверии начала нового учебного года, очередной раз, становится актуальным тема подготовке к школе, закупке необходимых школьных принадлежностей, основной составляющей которых являются канцелярские товары. Спрос на данные товары в августе резко возрастает, и большинство магазинов серьезно готовятся к этому моменту. Так как рынок с каждым годом становятся все более конкурентным, многие магазины не специализирующиеся на данной группе товаров, также включаются в данный марафон, с целью поэксплуатировать данный всплеск спроса и привлечь дополнительное внимание к магазину и другим товарным группам. Успех в этом мероприятии во многом зависит от эффективности работы полочного пространства и соответственно площади магазина, выделяемой под данную товарную группу.
Цель данной статьи заключается в описании оптимального представления тех или иных канцелярских товаров, а также обзоре различных вариантов торгового оборудование, которое могло бы быть использовано в работе Вашего магазина.
Все канцелярские товары можно разделить на две основные группы - целевые товары (т.е. те товары, за которыми покупатели специально пришли) и импульсные товары (приобретаются " по ходу", под воздействием эмоционально фактора или как малозначащая полезная мелочь). Соотношение данных товаров и их место расположение во многом зависит от того, что есть канцтовары в Вашем магазине. Вариант №1 - специализированный магазин по продаже канцелярских товаров, вариант № 2 - отдел канцтоваров в рамках торговой площади какого-либо магазина. Также значимым фактором является формат магазин, а именно прилавочный или самообслуживание.
В преддверии начала учебного года многие канцелярские товары начинают быть целевыми и за ними специально приходят в магазин, впоследствии часть из них переходит в разряд импульсных, другие так и остаются целевыми, но спрос на них резко падает. Ассортиментная матрица канцтоваров включается в себя следующие подгруппы бумажная продукция, письменные принадлежности, товары для делопроизводства или организации рабочего пространства, товары для творчества, школьная галантерея (рюкзаки, мешки для обуви, пеналы, папки и т.п.), в случае более расширенного ассортимента может быть офисная техника и расходные материалы, презентационное оборудования и предметы школьной или офисной мебели. Если в обычные периоды времени товары школьной группы могут быть представлены в разных подотделах, то в данный период разумно сделать на них акцент и выделить из общего ассортимента, что значительно облегчит их поиск покупателями и отразится на обороте.
Какие идеи могут быть заложены в организацию выкладки? Самый банальный вариант - просто сгруппировать товары по подгруппам: все, что связано с бумагой; письменные принадлежностей; офисные аксессуары и т.д. Такой вариант имеет право на жизнь и хорошо работает, когда покупатель знает, что ему нужно. Следующий вариант - концептуальный подход, который предлагает готовые решения- наборы. Например, решение № 1 - "Ранец первоклассника" или другое решение № 2 - "Портфель студента", или "Домашний уголок школьника" и т.д. Подобного рода решения могут быть дифференцированы и с точки зрения бюджета: эконом вариант, оптимальное решение и элитный набор. Также данный подход может значительно облегчить работу продавца-консультанта. Возможны комбинированные подходы, где при стандартном зонировании по подгруппам, в зависимости от актуальности той или иной темы, комплектуются решения и предлагаются на промоместах, специально выделенных в магазине. Также можно использовать миниконцепции, т.е. более сложной задачи "Ранец первоклассника" перейти к простым решениям "Пенал современного школьника" или "Набор тетрадей для 3 класса", или "Набор для творчества" и т.п. Таким образом, покупатель не просто приобретает какие-либо товары по списку, его втягивают в игру, в которой он вживается в образ школьника, студента, творца, где давления оказывается на его статус (если мы предлагаем решения в формате эконом, оптимум, элит и т.п.), ведь такой подход заставит родителей посмотреть на ситуацию с точки зрения того: "на что они готовы ради детей ?", в некоторых случаях, это может отразиться и на продажах.
Тем не менее, независимо от того, какой принцип Вы выбрали, необходимо учитывать ряд базовых моментов. Мелкие товары должны быть представлены как можно ближе к покупателю с одной стороны, с другой стороны они должны быть защищены от воровства. Импульсные товары должны располагаться либо в качестве товаров дополнителей к целевой группе (например, стикеры рядом с письменными наборам), либо в "сбивках" (места в которые покупатель естественно упирается взглядом по ходу движения в магазине), либо в месте нахождения возможной очереди (расчетное место). При выкладке товаров, следует учитывать, как выгоднее всего воспринимается товар с боку или сверху ? В зависимости от этого он будет занимать ту или иную полку и будет иметь то, или иное положение в пространстве. В прилавочном магазине, как привило, мелкие товары размещаются на передней линии, более крупные и известные на задней, импульсные вблизи рабочего места продавца или, как говорилось выше, в формате решений.