ВИНО-ВОДОЧНЫЙ ОТДЕЛ
Обязательные условия для успешной работы:
1. Магазин должен быть стационарным и иметь площадь не менее 50 кв. метров.
2. Магазин обязан иметь максимально продолжительный режим работы.
3. Ядром ассортимента магазина должна быть отечественная водка, а также вина из стран СНГ и России.
4. Магазин должен стабильно пополнять наиболее популярный ассортимент.
5. Алкоголь - продукт "завязанный" на эмоциях. Поэтому выделение секции подсветкой и декором обязательно даст отдачу.
Размещение отдела в торговом зале
Главное из чего необходимо исходить при размещении отдела - его доступность и видимость из любой точки магазина.
Вопрос о размещении отдела в торговом зале нужно рассматривать с трех сторон.
1. Размещение относительно других отделов: параллельное и перпендикулярное. Перпендикулярное размещение отдела рекомендовано в магазинах самообслуживания. Посетитель, перемещаясь между стеллажами с другими продуктами, неизбежно неоднократно упрется в алкогольный отдел. Нежелательно соседство алкогольного отдела с копченостями, рыбой, специями и другими продуктами с резким специфическим запахом.
2. Размещение относительно трасс передвижения основных покупательских потоков. Главное из чего необходимо исходить при размещении отдела - его доступность и видимость из любой точки магазина. Проход около алкогольной секции должен быть шире, чем в других отделах магазина.
3. Размещение с учетом товарного соседства. Нежелательно соседство алкогольного отдела с копченостями, рыбой, специям и другими продуктами с резким специфическим запахом. Следует также знать, что шампанское и "тихие" вина должны храниться в горизонтальном положении и быть недосягаемыми для прямых солнечных лучей.
Алкогольные напитки одна из самых активных позиций, располагающих к импульсной покупке, поэтому целесообразно размещать данный ассортимент также в стеклянных витринах у кассы.
Каким должен быть ассортимент?
При формировании ассортимента вино-водочного отдела необходимо помнить два правила.
1. Нельзя объять необъятное.
2. Чем разнообразнее ассортимент, тем привлекательнее выглядит отдел.
Ассортимент винно-водочного отдела зависит от: площади магазина, размера отдела, проходимости, уровня достатка основной массы постоянных покупателей.
Известный факт: порядка 80% продаж алкоголя в крупном магазине дают 60 - 70 основных позиций. Закупки остальных делаются для составления ассортиментного ряда.
По мнению специалистов, крепкий алкоголь (водки, коньяки, виски, джины и т.д.) должен составлять половину ассортимента алкогольной секции. Вторая по значимости категория - вина и экзотические напитки. Специалисты считают, что экзотические напитки (ром, текила и т.п.) обязательно должны присутствовать в ассортименте. Следует обратить внимание на то, что красные вина пользуются в России большей популярностью, чем белые. Поэтому оптимальное их соотношение должно выглядеть как 2 : 1. Среди красных вин сегодня обязательно должны присутствовать грузинские вина.
Следует также иметь в виду, что спрос на различные виды алкогольных напитков подвержен сезонным колебаниям (шампанское, игристые вина).
Выкладка ассортимента в вино-водочном отделе
Принцип выкладки ассортимента винно-водочного отдела достаточно традиционен. Популярные сорта лучше выставлять по производителям. Самой привлекательной полкой должна быть средняя, располагающаяся на уровне глаз посетителя (165 -175см). Все, что выставляется на ней, имеет 100%-ую реализацию, утверждают специалисты. На ней они рекомендуют выставлять напитки средней ценовой группы, которые дают основные продажи отдела. Если говорить о водках, это марки стоимостью от 130 до 300 рублей: "Флагман", "Русский стандарт", "Чарка", дорогие водки от "Росалко" и др.
Дорогой ассортимент следует размещать на верхней полке, т.к. он не рассчитан на оборот. На верхней полке должны выставляться "Абсолют", "Финляндия", "Юрий Долгорукий", "Царь-водка" и другие позиции от 500 рублей.
Что касается низшей ценовой группы, то рекомендуется группировать дешевый ассортимент вместе. Это удобно, когда пришел покупатель, нацеленный на конкретную ценовую группу.
В низшем ценовом сегменте работает максимальное количество производителей: "Кристал", "Топаз" и др. Для их покупателей важна в первую очередь цена. Поэтому специалисты рекомендуют поместить этот ассортимент на нижней полке, сделав единую цену.
Известно, что покупатель больше доверяет не единичным позициям, а ассортиментному ряду. Наличие ассортиментного и размерного ряда увеличивает продажу марки.
Очевидно, что между продуктом и покупателем обязательно должен быть высококвалифицированный продавец-консультант. Хорошо обученный персонал не только помогает покупатель совершить покупку, но также может корректировать ассортимент с учетом потребностей покупателя. Опытный продавец - это не только престиж магазина, но и реальное увеличение продаж.