Торговые технологии — эффективные решения для магазинов
tt-m.ru  > Библиотека > Статьи > Магазиностроение > Зона "Вход-выход"
На главную страницу Карта сайта
Телефон 223 63 90

Статьи


Новости

Новости
10.02.15 /

Всегда в наличии ! Оборудование для магазина по самой выгодной цене. Холодильные витрины, шкафы, лари , стеллажи и прилавки.

подробнее
05.02.15 /

Открой "Магазин за три дня" - специальный подарок на 8 марта! Предложение ограничено.

подробнее
21.01.15 /

Оборудование фабрики Гольфстрим по самой выгодной цене. Специальная акция ! Звони сейчас (495)223-63-90

подробнее

зона "вход-выход"

Зона посадки

   Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, обозначить вход и выход из зоны обслуживания, а также правильно организовать кассовую зону - место, которое стратегически важно для любого оператора.

   Количество кассовых мест обычно определяется общей площадью торгового зала. Общеизвестно, что один кассовый терминал рассчитан на 100-150 кв. метров площади продуктового магазина. Если общая торговая площадь у розничного оператора больше 1000 кв. метров, то один-два кассовых места должны быть резервными. Ведь в больших магазинах или в магазинах, где собирается большая очередь в кассы в часы-пик, наряду с основной кассовой линейкой хорошо иметь отдельную кассу или несколько касс для обслуживания покупателей с небольшим числом покупок.

   Кассовый узел занимает незначительную часть торговой площади магазина, где сосредоточено достаточно много необходимого оборудования для эффективного обслуживания клиентов. Очень важно, чтобы кассовый узел не выглядел "инородным телом" в торговом зале, органично вписывался в общую линию оформления магазина. Важно, чтобы он был достаточно заметным для клиентов, желающих оплатить свои покупки и выполнял свою прямую функцию - регистрировал проданный товар и полученные от покупателей деньги. Конечно, на расположение касс влияет и тип отдела. В отделах самообслуживания и полусамообслуживания кассы располагаются отдельно от торговой мебели, в отделах полного обслуживания клиента они встроены в мебель отдела и представляют собой единый комплекс.

   Вход и выход

   В магазинах самообслуживания число кассовых кабин рассчитано на то, чтобы их пропускная способность в два раза превышала пропускную способность входа в магазин. Причем это всего лишь общее требование, которое нуждается в уточнении применительно к различным форматам магазинов.

   Например, в европейских супермаркетах наиболее рациональным признается использование длинной линии расположенных рядом расчетно-кассовых узлов для отделения торгового зала от вспомогательных помещений, ведущих к выходу из магазина. Это дает возможность регулировать пропускную способность: при небольшом потоке покупателей достаточно работы нескольких касс, а при увеличении потока включаются дополнительные.

   Если вход в магазин и выход из него разделены (функционируют два входа/выхода), то в этом случае у розничного оператора есть два варианта размещения кассовых боксов: либо сделать кассовую линейку на одном из выходов, при этом контролируя второй вход/выход магазина (видеонаблюдение), либо разделить кассовый узел на две части, чтобы покупатели имели возможность оплатить свои покупки в любом конце магазина. Целесообразнее, когда у магазина один вход/выход. Это классическое построение применяется практически везде и наиболее успешно организует покупательские потоки (покупатели движутся по определенному маршруту, а не хаотично бродят по магазину).

   При оптимальном проектировании кассовых боксов необходимо продумать, где разместить систему контроля за кражами: поставить ли ее только на входе/выходе или защитить каждый проход из кассовой зоны, чтобы контроль находился за линейкой POS-терминалов. "Нельзя пренебрегать и закассовой зоной (зоной входа и выхода у магазина), - говорит генеральный директор консультационной компании "Русская линия" Олег Ермаков. - Она должна быть пропорциональна общей площади магазина. Лучше всего, чтобы в пределах двух метров от касс вообще ничего не стояло. Если торговый зал большой, то площадь после кассовых мест делают еще больше".

   Кассовый узел - особенное место

   По многим причинам место, где находится кассовый узел, отличается от остального пространства магазина. Например, с точки зрения обслуживания покупателей. Кассы должны быть заметны и легко доступны для клиентов, желающих оплатить товар. В то же время покупатели, которые уже сделали свой выбор и оплачивают товар, не должны мешать остальным посетителям магазина. Важным моментом является также безопасность денежных средств, находящихся в кассе, и конфиденциальность информации на экране монитора кассира при работе с кредитными картами

   Поток покупателей, входящих в магазин, должен быть направлен (возможно, незаметно для них самих) через все отделы магазина. Находясь в любом из них, покупатель должен легко найти кассовый терминал. Однако не следует располагать кассы в самой середине движения потока покупателей, в час-пик такое расположение окажется весьма неудобным как для клиентов, так и для персонала магазина. Иногда для успешного функционирования кассовой зоны требуется установить дополнительные разделители между кассовыми терминалами. В этом нуждаются магазины с большим количеством покупателей (от 5 до 15 тысяч человек в день). "Эти ограждения, позволяют направлять потоки покупателей и разбивать их на подходе к кассам, - говорит директор гипермаркета Marktkauf (Москва) Уве Борманн (Uwe Bormann). - Мы установили их таким образом, что они оказались как бы вытянутыми в торговый зал на два-пять метров. В итоге в час-пик покупатели не создают толчею возле касс, заранее подъезжают с тележками к выбранной кассовой кабине и, не суетясь, ожидают своей очереди для оплаты покупки".

   Установка - остановка

  Некоторые помещения, в которых находятся магазины, изначально не были приспособлены для розничной торговли. Довольно часто можно встретить помещения с колоннами, торговые залы неправильной формы (например, узкое пространство около входа/выхода магазина и др.), поэтому во многом постановка кассового узла напрямую зависит от формы торгового зала. Учитывать особенности помещений вынуждены и те, кто изначально строит свое здание исходя из определенных корпоративных стандартов. Например, немецкая сеть Marktkauf в московском гипермаркете была вынуждена использовать элементы нестандартной планировки кассовой зоны. "Перед нами стояла задача на достаточно ограниченной площади разместить как можно больше кассовых боксов. Так появилась идея расположить четыре кассовых бокса друг за другом. Это позволило разместить в торговом зале 45 кассовых терминалов и решить проблемы очередей", - отметил Уве Борманн.

  Если помещение магазина нестандартных пропорций (трапеция или неправильный многоугольник), то, в зависимости от расположения входа, пространство магазина сводится к более простой фигуре, например квадрату, и уже на одной из сторон этого гипотетического квадрата устанавливается оборудование. Подобные рассуждения, конечно, абстрактны. Рассматривать размещение кассовой зоны в радикально нестандартных помещениях в отрыве от остального торгового оборудования невозможно, и только опытный проектировщик может дать более или менее обоснованный совет, который в другом магазине будет уже неактуален. Поэтому вернемся к более простым помещениям. "Для узкого и вытянутого зала лучше приобретать кассовые терминалы-тандемы. Они увеличивают расчетно-кассовую систему благодаря своему максимально функциональному расположению. Это позволяет заполнить каждый квадратный метр площади нужным количеством POS-терминалов. Cтолов получается меньше, пропускная способность больше. Для квадратной и прямоугольной формы зала используют классический вариант - это кассовая линейка из одиночных POS-терминалов", - отметил коммерческий директор компании "Интерфуд" Сергей Моисеев.

   Ошибка или нет?

   Конечно, все владельцы магазинов стараются наиболее эффективно использовать свои помещения, увеличивая отдачу с квадратного метра торговой площади. Нельзя оставлять зону свободного движения от кассовой линейки до выхода очень большой, потому что ее можно использовать под выкладку товара. Но в магазинах этого не всегда придерживаются.

   Большинство розничных операторов стараются сделать площадь торгового зала как можно больше и максимально "задвинуть" кассовый узел, размещая его практически на уровне входа в магазин. "Подобное решение редко оправдывает себя. Здесь нужен разумный компромисс. Ведь если покупатели при входе будут упираться в кассовую линейку, это создаст для них определенный дискомфорт", - заключил Алексей Куроедов, директор по продажам компании "Сервис Плюс".

   Все стеллажи в торговом зале лучше располагать перпендикулярно к той гипотетической линии, по которой располагаются кассовые боксы. Второй вариант - расположить их углом к кассовой зоне. В последнем случае появляется возможность увеличить длину стеллажа в небольших торговых залах. Если стеллажи расположены параллельно линии касс, то покупателю не всегда удобно проходить к кассовой зоне. Стандартизация торгового зала, которая повсеместно встречается в Европе, в России пока применяется не очень часто. У нас только начинают появляться ритейлеры, которые до сантиметров высчитывают наилучшее расположение стеллажей, входной группы и кассового узла в своих торговых помещениях. У них не возникает проблем с установкой кассового узла, потому что вся площадь четко делится на функциональные зоны определенного размера. До тех пор, пока подобный подход не станет обычный практикой, каждый новый магазин будет создавать для владельца очередную головную боль, связанную с оптимальным размещением кассовой зоны.

   

 

© Григорий Зубченко, Новости торговли: Торговое оборудование N8-2003

© 2015 TTechnology
Создание и продвижение сайта — Simfosoft