Торговые технологии — эффективные решения для магазинов
tt-m.ru  > Библиотека > Статьи > Магазиностроение > Что дает мультиформатность?
На главную страницу Карта сайта
Телефон 223 63 90

Статьи


Новости

Новости
10.02.15 /

Всегда в наличии ! Оборудование для магазина по самой выгодной цене. Холодильные витрины, шкафы, лари , стеллажи и прилавки.

подробнее
05.02.15 /

Открой "Магазин за три дня" - специальный подарок на 8 марта! Предложение ограничено.

подробнее
21.01.15 /

Оборудование фабрики Гольфстрим по самой выгодной цене. Специальная акция ! Звони сейчас (495)223-63-90

подробнее

что дает мультиформатность?

Мультиформатность: требование покупателя или вынужденный шаг?

   Новая тенденция российского ритейла - освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают "магазины у дома". Что это: выход российской торговли на новые уровни развития, вынужденный ход или же случайная гримаса российской розницы?

   Как бы мы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не остановить. Другое дело, так ли мультиформатность связана с качественным ростом российской розницы, с необходимостью выстраивать форматы более организованно, дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка, или же все намного прозаичнее, и вызвана она желанием крупных игроков использовать все имеющиеся торговые площади?

   Сейчас на российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском, представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать самые распространенные.

   Дискаунтеры - в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.

   Супермаркеты - магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований)на торговых прилавках, с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего

  Гипермаркеты - с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей

   "Магазины у дома" - небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов - сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что "магазины у дома" не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store.

   Несколько лет назад основные новости в мире ритейла были посвящены появлению и развитию торговых сетей в рамках определенных форматов: "Седьмой Континент" и "Перекресток" открывали супермаркеты, дискаунтеры "Пятерочка" освоили санкт-петербургский рынок и вышли на московский, строил и открывал свои гипермаркеты "Ашан". Теперь же все больше новостей о том, как торговые сети присматриваются и выходят в смежные для себя форматы.

   "Седьмой Континент", специализирующийся на супермаркетах, запускает проект "магазинов у дома" под маркой "Семь шагов", в этом же направлении действует "Перекресток", у которого помимо супермаркетов уже имеются дискаунтеры "Мини-перекрестки" и открылись первые объекты формата "Перекресток рядом". "Рамстор" открывает гипер- и супермаркеты, Spar продвигает уже освоенную в других странах мира модель, сочетающую InterSpar, EuroSpar, Spar (гипер-, супермаркет, "магазин у дома").

   Но некоторые компании отрицают свою мультиформатность.
- У нас нет разделения по форматам в классическом смысле этого слова, - говорит Мария Маркова, пресс-атташе компании "Копейка". - Наша сеть объединяет магазины "Копейка-Мини", "Копейка-Супер", "Копейка-Стандарт", которые различаются только площадями, а в "Копейке-Супер" больший ассортимент, так как и цены, и управление, и технологии во всех этих магазинах одинаковые, поэтому считать их разными форматами было бы неправильно.

  Но это скорее, то самое исключение, которое только подтверждает общее правило: сети начали развитие в нескольких параллельных направлениях.

 


  Мультиформатность как тенденция

  Развитие нескольких форматов в рамках одной сети соответствует тенденциям мировой розницы.

  - Крупнейшие мировые торговые сети стараются работать в разнообразных форматах, - рассказывает Олег Бакун, директор по стратегическому развитию проекта Spar холдинга "Марта". - К примеру, Auchan, который в России развивает только гипермаркеты, работает в других странах также в формате супермаркета, в том числе и по франчайзингу.

   - У мультиформатности торговых сетей хорошие перспективы, потому что это позволяет соответствовать запросам более узких целевых аудиторий, - говорит Елена Пестрякова, директор по организации торговли сети "Седьмой Континент". - Разные форматы востребованы покупателями, что видно по опыту развития на российской почве дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов, не так давно появившихся "соседских" магазинов. Пока на рынке не представлены только, пожалуй, магазины одной цены. Кроме того, даже в Москве уровень жизни и потребительской культуры сильно отличается, в результате под каждый формат можно найти своего постоянного покупателя.

   По мнению же Марата Ибрагимова, аналитика инвестиционной компании "Проспект", основной причиной наличия мультиформатности является текущая ситуация в рознице, а именно, низкая конкуренция в отрасли, которая приводит к высокой рентабельности. В результате, считает он, компании получают возможность заработать дополнительные деньги на малоконкурентном рынке при низких дополнительных вложениях, но при этом отсутствие специализации не заставляет снижать издержки. Между тем на развитых рынках конкуренция заставляет компании четко определить свою специализацию, чтобы иметь возможность за счет унификации бизнес-процессов и экономии на масштабах добиться снижения производственных издержек и тем самым повысить рентабельность продаж. В перспективе, считает Марат Ибрагимов, российский розничный рынок будет продолжать приобретать черты, характерные для западных рынков.

  - Цивилизованная торговля развивается, все больше людей предпочитают ходить не на рынки, а в стационарные магазины, что приводит к увеличению их числа и, следовательно, появлению и развитию различных форматов, - утверждает Александр Свинов, аналитик "Альфа-банка". - Например, растет потребность в небольших магазинах шаговой доступности - "магазинов у дома", поэтому они начинают развиваться. Крупные торговые сети также обращают внимание на этот формат. "Соседские магазины" так или иначе появились бы, но у сетей есть финансовые ресурсы, опыт работы, поэтому они используют возможность первыми занять вакантное место на рынке. В этом нет ничего неожиданного. Правда, сonvenience store - это больше семейный бизнес, не присущий крупным компаниям.

   По мнению Лали Борович, начальника отдела маркетинга сети магазинов "Петровский", появление разнообразных форматов торговли - признак общего развития цивилизованной розницы, и развитию мультиформатности в рамках одной сети ничего не может мешать.

- Форматов много, более десятка, от дискаунтеров до супермаркетов на АЗС, и все они активно развиваются, - говорит г-жа Борович. - По большому счету, не важно, какая площадь магазина, каков ассортимент и со сколькими форматами ты одновременно работаешь, если сформирована ассортиментная матрица, то ею можно оперировать в условиях любого магазина, любой сети. Ключевой момент - умение управлять своим ассортиментом и знать благодаря маркетингу текущую ситуацию на рынке. Как мне кажется, наиболее перспективными и интересными являются два формата - сonvenience store и молл. Это две различные идеологии. Первая - идеология каждодневной покупки рядом с домом, вторая - когда раз в неделю ты едешь за большим количеством товаров и получаешь при этом определенные бонусы в виде кинотеатра, ресторана, бутика, когда покупка сопровождается отдыхом в выходной день.

   Развитие мультиформатности в рамках одной сети возможно при условии хорошей организации, развитой логистики и управленческих процессов. Взамен, по словам Елены Кудриной, торговое предприятие получает некоторую "непотопляемость", независимость от сиюминутного успеха определенного формата в той или иной географической или территориальной точке. Если поставлена цель - работать со всеми сегментами, то это может стать конкурентным преимуществом.

   По мнению Елены Пестряковой, для того чтобы развивать мультиформатную сеть, у ритейлера должна быть профессиональная команда, сильный маркетинговый отдел: надо проводить исследования покупателей, иначе велика опасность, что формат окажется не востребован.

   Кто построит магазин у дома?

   Одно из самых "модных" направлений в рамках развития мультиформатности столичных сетей - это "магазин у дома". Такие проекты запускают сети "Седьмой Континент", "Дешево", "Перекресток", Spar, "Копейка".

- Несмотря на свою популярность, классический сonvenience store для сетевого бизнеса - убыточное направление, даже если существует собственная система распределения, - говорит Олег Бакун. - Этот формат обычно развивается по модели франчайзинга, потому что больше относится к семейному бизнесу, тогда как с точки зрения сетевого направления эта модель нерентабельна. Впрочем, развивающиеся сейчас "магазины у дома" отличаются от супермаркетов практически только площадями торговых залов, концепции же сильно не различаются. Развитие такого формата особых проблем не вызовет. При этом его смогут продвигать только те сети, которые имеют отлаженную логистику, что позволяет снизить зависимость компании от поставщиков.

   Может оказаться, что новый розничный формат на поверку окажется старым супермаркетом, но только сменившим обличье. Как признаются участники рынка, новые форматы иной раз появлялись не по причине необходимости выхода на другой качественный уровень развития, а в связи с какой-либо непосредственной ситуацией

- Раньше приходилось каждый раз изобретать велосипед под магазин, который удалось приобрести, - говорит Елена Пестрякова. - Тогда как намного удобнее сразу разработать некий формат, стандартный по размерам, оборудованию, ассортименту, чтобы потом было удобнее его тиражировать. И сейчас мы определились: в зависимости от условий мы открываем магазин одного из трех стандартных форматов, разработанных "Седьмым Континентом".

   Интерес к "магазинам у дома" объясняется просто. За последнюю пару лет резко обострился дефицит торговых площадей: универсамы, универмаги и гастрономы советских времен, которые скупались и переоборудовались в современные магазины, закончились. Более того, в некоторых районах нет места, чтобы строить большие торговые центры, и приходится довольствоваться небольшими площадями. Поэтому многие сети начинают заявлять об интересе к формату "магазин у дома". Тем более, что он порой получает поддержку на уровне муниципальных структур: так, например, московское правительство объявило о намерении поддерживать развитие магазинов у дома, чем опять же объясняется интерес крупных торговых сетей (такая ситуация уже была несколько лет назад, когда московские власти заявили о необходимости развивать гипермаркеты).

Развитие мультиформатности в рамках одной сети возможно при условии хорошей организации, развитой логистики и управленческих процессов. Взамен, по словам Елены Кудриной, торговое предприятие получает некоторую "непотопляемость", независимость от сиюминутного успеха определенного формата в той или иной географической или территориальной точке. Если поставлена цель - работать со всеми сегментами, то это может стать конкурентным преимуществом.

 

©Мое Дело - Магазин, Андрей Черкасов "Мое Дело", №12-2003

© 2015 TTechnology
Создание и продвижение сайта — Simfosoft